МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЮРИСТОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ЮРИСТОВ
п р а в о п р е е м н и к   С о ю з а    ю р и с т о в   С С С Р

 

 

КОММЕНТАРИЙ к заключению Венецианской комиссии Совета Европы «Проект поправок к Конституции (подписанный Президентом Российской Федерации 14 марта 2020 года), связанных с исполнением в Российской Федерации решений Европейского суда по правам человека» от 18 июня 2020 года

18 июня 2020 года Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) Совета Европы в заочном режиме (режиме письменной процедуры) утвердила заключение № 981/2020 «Проект поправок к Конституции (подписанный Президентом Российской Федерации 14 марта 2020 года), связанных с исполнением в Российской Федерации решений Европейского суда по правам человека». Заключение подготовлено по запросу Комитета по правовым вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеи Совета Европы в рамках установления фактов для доклада об исполнении решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ). В этой связи Венецианская комиссия еще раз подчеркнула, что она не компетентна оценивать исполнение конкретных решений ЕСПЧ, в том числе в тех случаях, когда Конституционный Суд вынес решение о неисполнимости. Такая оценка относится к исключительной компетенции Комитета Министров Совета Европы.

В процессе подготовки указанного заключения 2-3 марта 2020 г. состоялся плановый визит делегации Венецианской комиссии в Россию, что является обычной практикой для этого органа. Венецианская комиссия является консультативным органом Совета Европы, который специализируется на исследовании конституционного законодательств государств. Ее заключения, принимаемые по результатам рассмотрения запросов, носят рекомендательный характер. Делегация провела встречи с представителями государственных органов, экспертного сообщества и научной общественности России.

В запросе Комитета по правовым вопросам и правам человека Парламентской Ассамблеи Совета Европы ставился вопрос о соответствие предлагаемого проекта поправок части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Венецианская комиссия отметила, что она не должна оценивать данный вопрос, поскольку Конституционный Cуд России должен оценить это в рамках своей правовой компетенции.

Действительно, внесение поправок никак не затрагивает ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая продолжает действовать без каких-либо изменений. В ней установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Таким образом, обязательства, вытекающие из международных договоров и соглашений Российской Федерации, сохраняют для нашего государства силу, а их положения продолжают действовать на территории страны, как и прежде, без каких-либо изменений.

В своем Заключении от 16 марта 202 г. Конституционный Суд РФ также подтвердил, что формулировки статей 79 и 125 Конституции не предполагают отказа Российской Федерации от соблюдения международных договоров и выполнения своих международных обязательств. По его мнению, положения указанных статей означают установление конституционно приемлемыхспособов исполнения таких решений международных судов, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права относится к внутренней компетенции государств.

В своем заключении Венецианская комиссия обратила внимание на аргументацию представителей российских органов государственной власти и представителей академического сообщества на упоминавшейся выше встрече в Москве 2 марта 2020 года, суть которой выражалась в том, что принципиальная позиция Российской Федерации состоит в том, что она будет выполнять все свои международные обязательства.

Добавим, что право россиян на обращение в ЕСПЧ обеспечивается положениями пункта 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта статья поправками не затронута, что означает сохранение конституционной гарантии реализация права граждан на обращение в ЕСПЧ и другие международные органы. Более того, можно утверждать, что внесение поправок в ст. 79 Конституции РФ соответствует принципу верховенства и приоритета Конституции в правовой системе России. В Конституции РФ закреплено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. Равным образом, Конституции не могут противоречить и международные договоры Российской Федерации, а также их толкование международными органами. Аналогичной позиции придерживается немало стран.

Вносимые в Конституцию РФ поправки отражают изменения, которые произошли в современных международных отношениях в связи с распространением межгосударственных органов, которым государства передают часть своих полномочий. Положения, дополняющие статью 79 Конституции РФ позволяют сформировать конституционно-правовой механизм обеспечения и защиты конституционных прав и свобод граждан, устойчивость воплощенного в них общественного согласия, и достигнутого согласования конституционных ценностей, отражающие социокультурную основу нашей страны.

Опыт ряда других европейских государств-членов Совета Европы в преодолении коллизий между решениями ЕСПЧ и позициями конституционных судов также демонстрирует стремление обеспечить верховенство национальных конституций. Наиболее показательной в этом отношении видится практика Федерального Конституционного Суда Федеративной Республики Германия, который в ряде дел, например, в деле "Гергюлю против Германии" о разрешении вопроса об исполнении постановления Европейского Суда по правам человека от 26 февраля 2004 года, сформулировал правовую позицию. Ее суть заключается в том, что во внутреннем правопорядке Конвенция о защите прав человека и основных свобод наряду с практикой ЕСПЧ служит лишь ориентиром для толкования при определении содержания и сферы действия основных прав и принципов Основного Закона ФРГ и лишь при условии, что это не ведет к ограничению или умалению основных прав граждан, защищаемых Основным Законом ФРГ.

Аналогичный подход использовали конституционные суды ряда других стран. Конституционный Суд Итальянской Республики не согласился с выводами ЕСПЧ в постановлении от 31 мая 2011 года по делу "Маджо и другие против Италии", Верховный Суд Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в решении от 16 октября 2013 года ([2013] UKSC 63) отметил неприемлемость для британской правовой системы выводов и толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод в постановлении ЕСПЧ от 6 октября 2005 года по делу "Херст против Соединенного Королевства (N 2)"   и др..

Во всех приведенных случаях конвенционно-конституционных коллизий речь идет не о противоречии между Конвенцией о защите прав человека и основных свобод как таковой и национальными конституциями, а о коллизии толкования конвенционного положения, данного ЕСПЧ в постановлении по конкретному делу, и положений национальных конституций, в том числе в их истолковании конституционными судами (или другими высшими судами, наделенными аналогичными полномочиями).

Комиссия, рассматривая положения статей 79 и 125 Конституции РФ, высказала несколько дискуссионных предложений (либо исключить дополнение в статье 79 из проекта поправок к Конституции, либо изменить ее формулировку «по аналогии с формулировкой части 5 п. Б) статьи 125, в которой подчеркивается стремление найти решение возможных противоречий»). Подобные предложения противоречат уже состоявшемуся одобрению поправок в установленном законом порядке, когда выносимый на общероссийское голосование текст поправок уже невозможно изменить.

Завершая анализ поправок в Конституцию Российской Федерации Комиссия высказала мнение о том, что в странах, конституции которых имеют верховенство над Европейской Конвенцией по правам человека, существует вероятность того, что конституционный суд может обнаружить противоречие между конституцией и толкованием Европейским Судом по правам человека того или иного положения Европейской Конвенции. В этой связи она высказалась за то, чтобы диалог между ЕСПЧ и высшими национальными судами продолжал оставаться подходящим форумом для поиска решения. Россия всегда открыта к диалогу.

 

Президент Российской ассоциации международного права
Доктор юридических наук, профессор   А. Я. Капустин

 




 

english version